Бункер Смотри сейчас


Тарас Тарналицкий Фото: атора,



В выходные две недели назад Дудутки было тяжело узнать – музейный комплекс в буквальном смысле слова переместился на шестьсот лет в прошлое, в те далекие времена, когда Беларусь называли еще Великим княжеством Литовским, а главным развлечением местной знати того времени была охота на диких зверей и, конечно же, участие в многочисленных военных кампаниях. Самой грандиозной из них по праву считается Грюнвальдская битва 1410 года, в ходе которой объединенное польско-литовское войско одержало феноменальную победу над силами тевтонского ордена.


Именно это знаменательное для всей белорусской истории событие со всем размахом отмечают в рамках фестиваля средневековой культуры "Наш Грюнвальд", традиционно проходящего на базе музея под открытом небом "Дудутки". В этом году – уже в шестой раз. Редакция AFISHA.TUT.BY отправилась на мероприятие, чтобы расспросить его организаторов о том, насколько сложно организовать фестиваль подобного уровня в Беларуси.



Преодолев сорок километров от Минска до деревни Дудичи, в живописных окрестностях которой расположился музейный комплекс, мы попадаем в тесные объятия фестиваля. Здесь гостей "Нашего Грюнвальда" поджидала атмосфера веселья и постоянных приключений, скучать не получалось при всем желании.

Развлекательная программа оказалась насыщенной. Семейные пары с детьми отдыхали в тени деревьев, присматривали себе глиняные поделки на ярмарке мастеров и с горем пополам учились танцевать средневековые танцы. Молодежь в это время преимущественно наблюдала за разворачивающимся на помосте мордобоем закованных в броню рыцарей и их оруженосцев или перенимала у профессионалов опыт стрельбы из лука и арбалетов.





В этой царившей повсюду суматохе найти и вызвать на откровенный разговор организаторов фестиваля, постоянно занятых координацией турниров "Грюнвальда", оказалось тем еще испытанием. Первой согласилась побеседовать с нами Дарья Ильинич, куратор "Нашего Грюнвальда" на территории музейного комплекса "Дудутки".

Дарья Ильинич
Дарья, расскажи немного фестивале.

"Наш Грюнвальд" посвящен памятной дате белорусского прошлого – Грюнвальдской битве, произошедшей 15 июля 1410 года. Фестиваль проходит в Дудутках уже шестой год подряд. Здесь проводятся массовые рыцарские сражения, турнир лучников, бугурты, бои рыцарей и оруженосцев, реконструкция битвы и большой концерт "Пир после битвы", в котором принимают участия белорусские зарубежные фолк и рок-коллективы. Организуется средневековая ярмарка, напрямую связанная с реконструкцией традиционных ремесел: литье, конное вооружение, сбруя.

И чем "Наш Грюнвальд" отличается от других массовых гуляний?

Хотя бы тем, что это по сути единственный фестиваль в нашей стране, где с необходимым размахом отмечается это историческое событие. Похожий праздник проходит в Польше, под самим Грюнвальдом, но это уже заграница. Повторюсь, для Беларуси наш фестиваль – единственное место, где можно увидеть выступления рыцарей и массовую реконструкцию. Нигде больше такого у нас нет. И рассуждать о значимости для белорусской истории победы при Грюнвальде бессмысленно. Объединенные войска Великого княжества Литовского и Королества Польского разбили Тевтонский орден в пух и прах. После этого грандиозного сражения немцы не приходили на нашу землю более 500 лет.

Ты упомянула в разговоре польский фестиваль. Бывала на нем?

К сожалению, нет, но очень хотела бы попасть. Учиться всегда нужно на чужом опыте. Ездить и смотреть, как фестиваль проходит у поляков, заимствовать какие-то технические детали, сравнивать организацию. Но в вопросе охраны исторической памяти с поляками тяжело соперничать, они много усилий прилагают в этой сфере, большая поддержка идет со стороны государства. Они ценят, гордятся своей историей, умеют ее эффектно показать зрителям. У нас в этом плане все намного сложнее, превзойти какие-то реконструкторские решения Польши получится не скоро. Их фестиваль проходит намного более массово, чем в Беларуси. Но это пока, мы активно меняемся и совершенствуемся.



А как часто в музее проходят подобные мероприятия?

У нас организуется множество фестивалей. Проходят пленэры мастеров по различным ремеслам (кузнечное дело, гончарство, деревообработка), проводятся мастер-классы по народным промыслам: винокурение, хлебопекарня, сыроварение и бортничество. Но среди них "Наш Грюнвальд" объективно считается самым крупным и значимым событием для музея на протяжении всего сезона.

На территории музея порой проходят концерты, не привязанные к конкретным историческим событиям, как, например, сейчас, по случаю Грюнвальда. Они посвящены Купалью, Яблочному Спасу и т.д. Темы мероприятий, проводимых музеем, могут быть разными. Есть традиционные праздники, которые отмечаются из года в год. Разве что концепция их проведения может видоизменяться из года в год, основная тема остается прежней. Если это Купалье – оно будет посвящено солнцестоянию, если Спас – освящению яблок, орехов и меда.




И чем организация этих мероприятий отличается от "Грюнвальда"?

Присутствием большого количества рыцарей. Выдержать шум и гам более 600 реконструкторов в течение двух суток фестиваля иногда чертовски сложно. Наша задача в этом случае обеспечить безопасность музея, его гостей и самих рыцарей от самих себя. Это нелегкий труд.

В этом году "Грюнвальду" исполнилось шесть лет. Как за это время преобразился фестиваль?

С каждым годом он рос и увеличивался в размерах. Сейчас уже можно говорить, что "Наш Грюнвальд" вышел на совершенно новый уровень и в организации, и по масштабам проведения. Если раньше для музея фестиваль был скорее побочным мероприятием, на которое не тратилось много времени и сил, то теперь "Грюнвальд" превратился в отдельное мероприятие, которое требует от всех участников предельной концентрации терпения и энергии. Фактически работа музея теперь делится на два периода: до "Грюнвальда" и после.

К тому же фестиваль за это время стал более тематическим. В торговых рядах мы постарались исключить появление ремесленников не связанных с тематикой средневековья и исторической реконструкцией, народных промыслов. Пластмассовые китайские магнитики в это период в музее не купишь, все эти лавки вынесены за границу комплекса. Это сделано для того, чтобы погружение в ушедшую эпоху рыцарства было максимально полным.




А так фестиваль с каждым годом становится все больше и глобальнее. Думаю, что в ближайшие несколько лет он превратится в крупнейший рыцарский праздник в стране. Сейчас есть несколько похожих мероприятий, посвященных исторической тематике, но мы надеемся, что в скором времени обгоним их по масштабам.

Немного побеседовав с Дарьей, мы переносимся на открытую площадку музея, где уже идут последние приготовления к главному событию фестиваля – реконструкции легендарной битвы.



Расположившиеся в авангарде лучники жаждут обрушить на противника смертоносный град из стрел. Средневековая артиллерийские орудия – бомбарды, тоже спряталась неподалеку. Пехота, угрожающе сверкая начищенными до блеска латами, готова ринутся в атаку. Всем этим военным спектаклем командует Александр Рак, руководитель экстрим-театра "Берсерк". Уже после окончания битвы он ответил на несколько наших вопросов.

Александр Рак
Александр, трудно было собрать участвующие сегодня в фестивале исторические клубы вместе? Все, что наметил, удалось реализовать?


Как и в любом масштабном мероприятии, связанном с большим количеством участников, присутствует много сложных технических моментов по сценарному плану, по мероприятиям. У нас получилось реализовать на 100% все, что мы задумывали. Есть некоторые смещения в концертном графике, но это нормальная практика для массовых праздников. Были трудности в контроле больших массы участников. Мы столкнулись с тем, что нам не хватило координаторов, но это все детали.

Репетиций немного не хватило. У главной битвы был только один прогон накануне вечером, но в следующий раз будем больше внимания уделять предварительной подготовке. Большинство тех клубов, которые у нас на площадке присутствуют, приезжают уже не первый год, поэтому все знают, что делать, когда и где быть. Но всегда есть человеческий фактор. Кто-то забыл, что его команда ушла купаться на Птичь. Это все моменты внутренней кухни мероприятия, о которых обычный зритель даже не догадывается.


Признайся, за кого сегодня болел больше – за литовско-польские войска или тевтонский орден?


Если абстрагироваться от национальной принадлежности, эта битва была великой для обеих армий. Для крестоносцев она стала последним крупным сражением, после поражения в котором они так и не смогли восстановится. В то же время, Грюнвальдская битва оказалась моментом величайшей силы и мужества ордена, поскольку никто из его верховных иерархов не покинул поле боя. Есть документальные подтверждения, что оруженосцы предлагали Великому магистру ордена Ульриху фон Юнгингену покинуть поле боя, но он, видя, что армия его уничтожена, сказал: "На этом поле погибло столько достойных воинов и я не имею право покинуть это поле битвы". Он остался в битве до последнего и погиб в бою.




Естественно, я как белорус, был на стороне союзников, болел за Великое княжество Литовское. Но реконструкцию этой битвы необходимо воспринимать как дань тем легендарных событиям, которые навсегда изменили историю нашей страны и всей тогдашней Европы.


Почему так важно понимать значимость битвы под Грюнвальдом для нашей истории?

В истории нашей страны было много интересных, значимых событий, которые предопределяли развитие государства на столетия вперед. Одним из таких была Грюнвальдская битва. По поводу  ее значимости для Беларуси… Можно с разных сторон подходить к этому вопросу. Во-первых, это была самая масштабная битва средних веков по количеству принимавших в ней участие войск. Второй момент, полководцы армии союзников – король Ягайло и его двоюродный брат, Великий князь литовский Витовт – были этническими белорусами. К тому же большую часть союзной армии составляли выходцы из белорусских земель. Грюнвальдская битва по своим масштабам не имеет аналогов в истории нашей страны.





Но так уж важны для современных белорусов события 600-летней давности? Может уже пора оставить прошлое в покое и двигаться дальше?


Грюнвальд для Беларуси – знаковое событие. Поэтому чтить память своих предков необходимо для народа, который считает себя независимым. У нас принято начинать отсчет истории с 1941 года, с начала Великой Отечественной войны. Но ведь и раньше были события, ставшие переломными для нашего государства.

Намеренно игнорируя свое прошлое, мы фактически дарим свою историю соседям. Литовцы отмечают годовщину битвы на государственном уровне, хотя в войске союзников количество этнических литовцев было в соотношении 1 к 23, т.е. на 23-три белоруса приходился один литовец. Тем не менее, в Литве – это чуть ли не национальный праздник, а у нас пока только фестиваль, организованный энтузиастами без какой бы то ни было поддержки извне.





В Польше аналогичный праздник по масштабам в раз двадцать крупнее нашего. И поддержка фестивалю там оказывается совершенно другая, его посещают высокопоставленные чиновники, президент. Если у нас в "Грюнвальде" участвует более 600 реконструкторов, из которых около 250 – это рыцари, то в Польше счет идет на несколько тысяч человек, задействованных в фестивале. Очень бы хотелось со временем получить хоть какую-нибудь поддержку со стороны государства, потому что для Беларуси это очень важная страница истории.

Больше фото с мероприятия можно найти TUT>>>











Розыгрыш билетов!

Новый розыгрыш в приложении "Афиша TUT.BY"! Можно бесплатно получить билеты на десятиминутный сет в вейкбордном парке

  • Скидки 10% и 20% по дисконтным картам "Титан"! Титан
Все заведения