Тарас Тарналицкий,

На открытии Cinema Perpetuum Mobile

18 апреля в помещении креативного пространства ЦЭХ произошло открытие третьего по счету международного фестиваля короткометражных фильмов "Cinema Perpetum Mobile" (СРМ). В этом году киноманы Минска, а также Могилева, Мозыря, Гродно и других крупных городов Беларуси смогут познакомиться со 150 фильмами, созданными авторами из различных уголков света. Режиссеры из Израиля, Франции, Германии, Испании, Беларуси посоревнуются за главные награды в четырех секциях: игровой, анимационной, документальной и экспериментальной.


Почему кинофестиваль СРМ будет существовать вечно, каким образом он функционирует и какое кино нравится белорусскому киноману? Обо всем этом корреспонденту AFISHA.TUT.BY рассказал один из организаторов фестиваля Денис Шеко.

Денис Шеко

Как известно, за любой успешной идеей всегда стоят конкретные люди. Кто находился у истоков организации СРМ, чем вдохновлялись при разработке его начальной концепции?

"Родил" идею фестиваля Александр Мартынюк – член сообщества kinaklub.org, один из главных организаторов Минского Кинокооператива, матерый киноактивист. Собственно, у него однажды возникла идея, к ней присоединились другие участники киноклуба, потом еще отыскались энтузиасты. Так сформировался тот костяк людей, который решил "долбить стену", потому что все знали, что организовать фестиваль очень тяжело: это куча бюрократии, непонятных правовых вопросов. Но они решились, взяли кирки, пошли на стену и по одному камушку стену пробили. Сообщество Кinaklub.org им в этом активно помогало. Мы изначально организовывали фестиваль на демократичных началах – был создан открытый оргкомитет. Туда мог обратиться с предложением помощи или собственной инициативой абсолютно любой человек. Таким образом, к нам присоединилось еще больше людей. Вот так в 2012 году первый фестиваль CPM и был организован.

Александр Мартынюк

Так что же стало тем переломным моментом, когда вы решили перейти от слов к делу?

Идея фестиваля в сообществе Kinaklub.org зрела достаточно давно. Вдохновляли нас режиссеры французской "новой волны": Жан-Люк Годар, Франсуа Трюффо, которые просто работали, несмотря ни на что. Александра Мартынюка, к примеру, вдохновлял пример Буркина-Фасо как наиболее развитого в кинематографическом плане африканского государства. Страна в 1980-е годы переживала расцвет, к власти пришло коммунистическое правительство, и почему-то там поселилось большое количество кинематографистов. Они организовали свой кинофестиваль, фильм "Закон" местного режиссера Идрисса Уэдраого взял приз Каннского кинофестиваля. Все стали говорить: "О, они сделали фестиваль, который до сих пор собирает 500 тысяч человек!". И вот, мы сидели и думали об этом, понимая, что и нам пора решаться. У Александра созрел план, он его озвучил, и мы приступили к работе. Фестиваль у нас современный, вся коммуникация у нас происходит с помощью интернета. Поэтому началось все с создания сайта, он был нам просто необходим. Это был месяц-полтора, когда мы занимались его созданием. Наш друг Людмила Шидловская подготовила его дизайн, часть его эмблемы. Когда мы его доделали, все завертелось дальше.

Раз ты затронул тему логотипа фестиваля, поделись, что на нем изображено?


Тут очень много трактовок, потому что фестиваль изначально позиционировался как место для ретрансляции культурных ценностей, как вечный двигатель (лат. Perpetuum Mobile) из эпохи Возрождения, место для образования и созерцания. Дизайн логотипа должен был это отражать. Позже мы усовершенствовали его концепцию, была разработана новая эмблема в виде вот этого колеса как составной части мифического вечного двигателя. Здесь, скорее, больше аллюзий на кинопроектор, который транслирует фильмы. Потому что кино – один из вечных двигателей, оно все время обновляется. Одни люди все время снимают, другие его смотрят. Нам кажется, что этот двигатель, запущенный уже больше ста лет назад, никогда не остановится, потому что кинематограф – настоящее искусство, которое будет существовать вечно.



Это уже третий по счету фестиваль, из года в год вы неуклонно растете: увеличивается количество участников, площадок для показов, стран проведения, на сеансы приходит все больше зрителей. Чем в этом году собрались удивлять?


В этом году произошел важный этап – у нас оформились этапы фестиваля. Наконец появились предварительные просмотры, на которых проходит открытый отбор фильмов. Если на других кинофорумах выбор работ происходит полузакрытым способом, то у нас предпросмотры свободны для всех желающих. Специально составляется программа, через социальные сети и новости на сайте мы анонсируем эти события, приходят люди, смотрят и голосуют. Так мы сформировали vox populi (лат. глас народа). Также у нас появилась система оценок оргкомитета. В ней были задействованы эксперты из числа тех, чьему художественному вкусу мы доверяем. Мнения зрителей и оргкомитета суммируются, и выводится такое понятие, как дисперсия – понимание того, насколько дискуссионным получился фильм, какие мнения он у людей вызывает. Если фильму ставят оценки от 10 и до 1 – это означает максимальную дисперсию. Кто-то признал фильм чуть ли не гениальным, а кто-то, наоборот, - совершенно ужасным. Конфликт налицо. Мы такие фильмы специально выделяли, чтобы сформировать программу дискуссионного кино "Трэш/Дзен".



Насколько часто расходились мнения организаторов, зрителей и жюри?


Жюри еще скажет свое слово, но были моменты, когда у зрителей и оргкомитета фестиваля мнения расходились. Но в конкурсную программу попали фильмы, которые и оргкомитет, и зрители посчитали хорошими. Это работы с максимальными оценками, практически без присутствия дисперсии. Сомнений в том, что именно это кино достойно участвовать в программе, не возникало. И таких картин было действительно много. Но были и такие, которые вызывали разногласия.

На каждом фестивале существуют фильмы-фавориты, которым эксперты заранее пророчат основные награды. Как думаешь, кто из участников этого года наверняка получит какой-нибудь приз или даже Гран-при?

Так уж совпало, что в этом году пришло много работ из Израиля. И, как мне кажется, есть одна картина, которая соответствует духу нашего времени – "Добро пожаловать и примите наши искренние соболезнования" режиссера Леонида Прудовского. Фильм про репатриацию в 1991 году советских евреев на родину, в Израиль. Это комедия, снятая в киноманском жанре хоум-видео. Вот такой мой персональный фаворит. В принципе, работ достойных очень много, поэтому очевидных победителей в основных секциях я не назову, программы получились сильные и интересные.

Фильм "Добро пожаловать и примите наши искренние соболезнования"

Коснемся вопроса организации фестиваля: возникали сложности в поиске мест показов, общении с чиновниками, директорами кинотеатров по поводу проведения показов? Как вы добивались своих целей?


Мы изначально не хотели идти ни на какие конфликты и пытались понять, как у нас, в Беларуси, можно что-то делать. Как и в любом деле, весь успех зависит от общения с конкретными людьми, на их плечах все держится. Кто-то может спрятаться за отписки, а кто-то на самом деле помогает. С Министерством культуры у нас все было относительно хорошо, там работают профессионалы, которые способны объективно оценить работы, выставить возрастные ограничения. С ними мы нашли общий язык, потому что тамошний департамент кинематографии смотрит много кино, мы смотрим много кино – тут точки соприкосновения были найдены. Были небольшие нестыковки с директорами кинотеатров, потому что мы - инициатива независимая, выросшая из галерейного и музейного подполья. Поэтому особого доверия к нам не было, пришлось его зарабатывать трудом.

Если в ходе первого фестиваля мы смогли договориться с частным кинотеатром Rubin Plaza, то в ходе подготовки ко второму мы нашли контакт с Еленой Викторовной Авдащенко, директором кинотеатра "Центральный". Нам на либеральных условиях для показа выделили бар, что позволило выйти на новый организационный уровень. В этом году мы расширили сотрудничество, теперь показы проходят в Минске в "Ракете" и "Центральном" (большой зал). Это заслуга наших волонтеров - потому что они не сдавались. Еще отдельно хочу отметить, что в нас поверил директор Минского киновидеопроката Василий Коктыш, который дал добро на нашу инициативу. Радует, что остаются люди, которые могут брать на себя ответственность и давать дорогу энтузиастам.



Еще хотел бы отметить, что в регионах тоже были свои сложности, далеко не все идут навстречу. Были трудности в Гродно, но в этом году, я думаю, конфликт исчерпан. Мы нашли общий язык, выполнили те требования, которые нам предъявлялись в прошлом году. Сотрудничаем с кинотеатром в Мозыре, сотрудничаем с областной библиотекой и киноклубом "25-й кадр" в Гомеле. Пошел нам навстречу киновидеопрокат Могилева: там у нас 4 дня по три сеанса. Это достаточно смело для областного центра. Дальше планируем расширить сотрудничество с райцентрами в рамках республиканских и международных мероприятий, привозить туда наши международные программы. Работа идет, и все в ней зависит от людей. Есть пробелы в законодательстве, которые доставляют проблемы, но в целом все решаемо.

Помимо 
фестиваля Cinema Perpetuum Mobile, в Минске проводятся другие кинофорумы: One Short Film Fes (OSFF), Smartfilm, который организует Velcom. Не ощущаете ли вы конкуренцию с их стороны?

У каждого из названных фестивалей есть своя ниша. Раньше была еще "Киноварка", а еще "Киногрань" – фестиваль, с которого мы сами начинали, пытались помогать его организовывать. Минску на самом деле не хватает кинофестивалей. Тут не то что конкуренция, здесь еще даже не освоено то, что есть.

Каждый кинофорум имеет свой характер, отличительные черты, которые делают его уникальным. OSFF больше ориентирован на белорусских авторов, упор сделан на общение режиссера, кинокритика и зрителя, который может поучаствовать в диалоге. Но одновременно с этим это не популяризаторство кино в той форме, в которой это пытается сделать CPM. Мы стремимся сделать сетевые показы в регионах, в других странах, представлять Беларусь на международной арене. Smartfilm ориентирован в первую очередь на мобильное кино, это достаточно узкая ниша. Наш же фестиваль охватывает все сферы короткометражного кино.



Насколько мне известно, эти форумы "Киногрань" и "Киноварка" уже больше не проводятся. Не боишься, что наступит тот момент, когда ваш фестиваль тоже исчерпает свой потенциал?


Мы создавали фестиваль таким образом, чтобы у него было намного меньше шансов исчерпать себя, чтобы он мог существовать и дальше. Мы достигли этого с помощью открытого оргкомитета, люди могут наблюдать, как мы это делаем, участвовать в качестве волонтеров, попробовать себя в любой инициативе. Мы были сами в каком-то смысле волонтерами для фестиваля "Киногрань" и понимаем, что это очень важный момент. Потому что "Киногрань" была завязана на одном человеке – Андрее Кутило, который все время и двигал фестиваль. Было очевидно: если он уйдет, то просто некому будет продолжать. Так и произошло: фестиваль потерял свои масштабы и угас. Мы же хотим, чтобы СPM развивался, поэтому делимся всей информацией, которую можем передать, с нашими волонтерами, даем им фактически инструкцию по организации своего фестиваля. СРМ будет жить, пока это будет интересно обсуждать, снимать и показывать кино. Но если когда-нибудь наступит такой момент, когда фестиваль закроется, значит, настало такое время – надо переосмыслить все, взять паузу, поменять концепцию. Это тоже нормально.



"Киногрань" не уходит в небытие, потому что люди, которые могли помогать, делают что-то новое. Люди, которые видели, как проходит "Киноварка", участвовали в ней, этот опыт не потеряют. На людях все держится, с их уходом все и закончится. Но мы оптимисты и верим, что люди понесут светоч знаний и дальше во время.

Что думаешь о состоянии сегодняшнего белорусского кинематографа? Это часто обсуждаемая в СМИ тема, многие любят говорить, что наше кинопроизводство увязло в советском прошлом и не хочет развиваться.

Белорусский кинематограф – тема для отдельного разговора. В Беларуси обычно под ним понимают лишь большое игровое кино, а это удел больших ресурсов и финансов. Для Беларуси его производство становится все менее и менее возможным. Но одновременно с этим у нас очень хорошая школа документалистики, которая сильно недооценивается внутри страны, зато высоко ценится за рубежом. Также есть прекрасная школа анимации, которая тоже находится в кризисе из-за недостатка ресурсов, молодой крови, способной его развивать. А как можно индустрии выйти из сложившегося круга недостатка ресурсов и затухания? Думаю, очень важным будет переосмысление подхода в нашей стране к авторскому праву и копирайту.

Мы как участники киноклуба, которые делали кинолектории, организовывали фестивали, видим, что без свободного режима копирайта для культуры, сферы образования очень тяжело осуществлять проекты. Даже банально собрать кинопрограмму для школ, отдать ее учителям невозможно, потому что встает вопрос авторского права. На законодательном уровне этот вопрос необходимо решить, для того чтобы были созданы условия в Беларуси для творчества. Человек имеет право читать, имеет право на получение знаний и возможности изучения кинематографа своей страны. Он должен иметь право на создание произведений на основе культуры нашего народа, используя общемировые принципы работы с аудиовизуальными материалами. И вот это изменение отношения к основам авторского права в сфере образования, культуры позволит сделать переход от классического, в чем-то тоталитарного искусства к его более интерактивному типу. Все эти изменения в перспективе могут стать тем котлом, который однажды произведет продукт, конкурентоспособный на мировом уровне. Сейчас запрос на интерактивное искусство существует в странах Скандинавии, они являются пионерами, потом догоняет Европа, есть зачатки таких инициатив в России. Но мы еще можем вырваться вперед, стать локомотивом этих изменений в нашей стране.



И напоследок: что можешь сказать тем авторам, которые не решаются начать снимать свое кино или размышляют, подавать ли заявку на участие в фестивале?

Самое главное - не бойтесь. Не бойтесь снимать про себя, своих друзей, про то, что происходит рядом. Именно это и интересно людям в вашем городе, в вашем доме, во всей стране. Все наши проблемы, вещи, на которые мы часто обращаем внимание, – самое прекрасное, что есть в людях – оно общее для всех. И если вы способны пристально разглядеть хорошее и плохое, какие-то вещи вокруг себя, это обязательно найдет отклик у каждого. Главное – просто иметь смелость взглянуть на себя со стороны, показать себя другим людям и идти до конца в своей искренности и откровенности.

Все фильмы онлайн
Все фильмы онлайн
Все фильмы онлайн
Все заведения
0063297