Подводная фотостудия Скидка 20%


«У вас есть масса интересных режиссеров и проектов», — говорит авторам белорусских фильмов французский продюсер Кристин Камдессю. Всю неделю она отсматривала программу национального конкурса «Лiстапада» и на заключительной встрече после фестиваля вселяет оптимизм. Но как отечественному кино заявить о себе даже внутри страны? AFISHA.TUT.BY обсудила все острые проблемы: финансирование, бюджеты и продвижение кино, о котором почти никто в мировом пространстве не слышал, — с координатором индустриальной платформы «Лiстапада» Лизаветой Бобриковой.

Лизавета Бобрикова, координатор индустриальной платформы ММКФ «Лiстапад»

— Давайте начнем с азов и обозначим, что такое индустриальная платформа и зачем она необходима международному кинофестивалю.

— Индустриальная платформа — это практика всех крупных международных фестивалей, это стратегическое мероприятие, которое не только поддерживает местную индустрию, но и позволяет профессионалам встретиться, обсудить насущные вопросы кинопроизводства, продвижения и финансирования. А также заключить все сделки, касающиеся показа и дистрибьюции картин по всему миру. В рамках «Лiстапада» мы делаем данный проект во второй раз.

— Что это дает кинематографистам?

— Для Беларуси и представителей белорусской киноиндустрии — это возможность встреч с профессионалами европейского уровня не только для общения, но и для поиска возможностей продвижения и признания белорусских фильмов за рубежом.

Фото предоставлено пресс-службой "Лiстапада"
Фото предоставлено пресс-службой «Лiстапада»

— Чего нашим молодым режиссерам не хватает, помимо вездесущего — «финансов»?

— Белорусским кинематографистам катастрофически не хватает знания, понимания и уж тем более опыта относительного способов и механизмов продвижения кино в мире. Не налажены необходимые связи с европейской киносемьей, а значит, упускаются многие возможности (в том числе и в сфере финансирования).

Важно понимать, что на международных киноплощадках фильмы не берутся из ниоткуда — это или уже известный автор, за творчеством которого следят и ожидают его премьеры, или дебютные работы, которые заявляют о себе на ранних стадиях производства (в секциях питчинга и works in progress), и к моменту выхода на фестивальный экран они уже известны и на слуху.

Добавлю также, что дебютные фильмы и молодые авторы «выражают и показывают» лицо киноиндустрии своей страны: так, по фестивальным фильмам мы судим о положении дел в Румынии или Эстонии.

Примечательно и вот что: 60% фильмов из основного конкурса фестиваля созданы в копродукции с другими странами. Это говорит о мировой тенденции на интеграцию, когда отдельная малая страна «входит в копродукционный союз» для создания полноценной картины, получая финансирование из разных источников и повышая свои шансы на прокат и признание в мировом киносообществе. Беларусь в данный момент находится вне копродукционных путей взаимодействия, и невозможно туда вписаться, не посещая копродукционные рынки, маркеты и industry days на разных фестивалях.

Фото предоставлено пресс-службой "Лiстапада"
Фото предоставлено пресс-службой «Лiстапада»

— Как индустриальная платформа может привлечь внимание к белорусскому кино?

— Здесь стоит разделить «привлечение внимания» и процесс интеграции в европейский контекст.

Для привлечения внимания в рамках «Лiстапада» есть и национальный конкурс — это возможность для белорусов показать свои работы и заинтересовать не только локального зрителя, членов жюри (которые являются профессионалами международного уровня и могут в дальнейшем помочь в продвижении), но и других гостей фестиваля, которые интересуются редким и недоступным белорусским кино.

Платформа создана для профессионального общения. У нас ведь в стране отсутствует как таковая структура индустрии: фонд кино, промоушен-центр, институт продюсирования, фестивальные стратегии продвижения. Этому всему можно учиться на индустриальной платформе фестиваля, но нужна и локальная инициатива для реализации этих проектов.

Конечно, между собой они тоже различаются. Есть «PartyZan фильм» Курейчика, «Хронотопь» Кудиненко или «Граф в апельсинах» и «Ахаха» Сеньковой — это три совершенно разных направления, и у них должны быть разные модели тиражирования и позиционирования. В связи со скудным предложением на рынке национального кино зрителями и сторонними наблюдателями эти проекты зачастую относятся под одно название «белорусский независимый кинематограф».

Фото предоставлено пресс-службой "Лiстапада"
Фото предоставлено пресс-службой «Лiстапада»

Наиболее удачным способом привлечения внимания можно назвать проект этого года B2BDOC Pitching — образовательный питчинг, в ходе которого авторы могли не только заявить о себе и своих проектах, получить профессиональную оценку их работы и выступить перед профессиональной аудиторией, но и приобрести редкий опыт структурирования своих проектов и формирования профессиональной заявки для поиска партнеров. Представители B2B doc выразили готовность в дальнейшем поддерживать отобранные 5 проектов в их продвижении на международные фестивали.

Фото предоставлено пресс-службой "Лiстапада"

— Чего не хватает кинематографистам, разобрались. А чего не хватает стране в целом в плане развития индустрии кино?

— Во-первых, понимания функционирования кинорынка. Об этом не пишут в книжках и невозможно рассказать за час лекции.

В белорусском кино не хватает системного подхода к решению важных вопросов. Отсутствует современная система образования, которая бы давала практический ответ на вопрос, кто такие sales agents, дистрибьюторы и другие коммерческие кинопрофессии. Отсутствует институт продюсирования в европейском и общемировом понимании той роли, которую выполняет продюсер относительно фильма и национального киносообщества. Также на примере ближайших наших соседей — стран Балтии, Польши, Украины и Грузии — видно, что центром притяжения и наиболее активным пространством киносообщества (помимо съемочной площадки) является киноцентр или фонд кино, а также национальный promotion-центр. Все наши спикеры говорили о важности этой структуры, так как она задает тон развития и аккумулирует в себе силы национального кино.

А в Беларуси же на данный момент есть разрозненные инициативы во всех этих областях: в образовании, съемочном процессе, прокате и так далее, но не хватает конструктивного диалога и активной интеграции в мировое киносообщество как на государственном, так и на частном уровне. Смотрите, ведь на сегодня Беларусь — одна из «последних» стран, которая не является членом практически ни одной из крупнейших киноорганизаций (Eurimage, Creative Europe, British Council и так далее), а это критически ограничивает возможные способы финансирования кино проектов в Беларуси.

Кроме того, стране в целом необходимо выстраивать позиционирование белорусского кино по современным законам. Пока это удел отдельных авторов, индустрия будет работать на них.

Фото предоставлено пресс-службой "Лiстапада"

Резюме. Что делать белорусским кинематографистам, чтобы заявить о себе.

1. Учите английский язык.

2. Участвуйте в образовательных курсах и специализированных тренингах. Например,

SOFA, Docincubator, B’est & Eave.

3. Участвуйте в национальном конкурсе «Лiстапада» и посещайте индустриальную панель.

Заявить о себе на национальной площадке — бесценно, в Беларуси сейчас нет другого места и времени, когда бы собиралась такая концентрация профессионалов мирового уровня. Показывайте работы, назначайте индивидуальные встречи, присылайте свои заявки на питчинг, узнавайте новое и, самое главное, говорите о своем проекте, ведь никогда не знаешь, что и где выстрелит (любое общение с профессионалом превращается в индивидуальный мини-питч).

4. Планируйте фестивальную стратегию с самого момента зарождения идеи проекта. Absolutely must — подать заявки на питчинги и секции works in progress в близлежащих странах: Вильнюс, Карловы Вары, Варшава, Коттбус (это временная последовательность по дедлайнам). Представители этих фестивалей были на «Лiстападзе» и выражали заинтересованность в получении заявок из Беларуси, в регламенте прописана возможность участия проектов из Беларуси. Помимо представления проекта, это возможность получить материальную поддержку и найти копродюсеров и дистрибуторов.

5. Ищите альтернативные способы дистрибьюции — интересуйтесь и ищите новые способы презентации своего готового фильма: локальные проекты — Belarus Docs, международные проекты Baltic View, онлайн-кинотеатры и так далее.

Все фильмы онлайн
Все фильмы онлайн
Все фильмы онлайн
Известный московский дизайнер Артемий Лебедев назвал вкусный ресторан в МинскеИзвестный московский дизайнер Артемий Лебедев назвал вкусный ресторан в Минске
торговля«Этот магазин для всех». В Минске открывается гастромаркет FishFood, где закупаются рестораны
Боулинг, лазертаг и зоопарк. Дарим скидку 20% на семейный отдых в одном из торговых центровБоулинг, лазертаг и зоопарк. Дарим скидку 20% на семейный отдых в одном из торговых центров
Моргенштерн и Slava Marlow выступят на фестивале в деревне под Минском. Мы не шутим!Моргенштерн и Slava Marlow выступят на фестивале в деревне под Минском. Мы не шутим!
Вышел клип Аллы Пугачевой. Это саундтрек к новому фильму Данилы КозловскогоВышел клип Аллы Пугачевой. Это саундтрек к новому фильму Данилы Козловского
Группа «Каста» прокомментировала ситуацию с минским концертомГруппа «Каста» прокомментировала ситуацию с минским концертом
ВыходныеКуда сходить 9−11 апреля? Ловите девять симпатичных идей
КонцертыВ Минске прошел необычный концерт. На такой же можно будет попасть на следующей неделе
«Посмотрите клип и улыбнитесь». Белорусы сняли ролик о том, что можно быть старомодным«Посмотрите клип и улыбнитесь». Белорусы сняли ролик о том, что можно быть старомодным
Названа самая провальная супергеройская кинофраншизаНазвана самая провальная супергеройская кинофраншиза
Минский концерт российской группы, которая желала белорусам «нового президента», переносятМинский концерт российской группы, которая желала белорусам «нового президента», переносят
«Минари»: 8 из 10. Фильм, который точно западет вам в душу«Минари»: 8 из 10. Фильм, который точно западет вам в душу
Бывший продюсер прокомментировал ситуацию с Тимой БелорусскихБывший продюсер прокомментировал ситуацию с Тимой Белорусских
Шесть кафе и ресторанов Минска с отличными скидками!Шесть кафе и ресторанов Минска с отличными скидками!
фотофактПосле реконструкции открылся «МакДональдс» на Бангалор. Посмотрели, как там теперь
«Молчат дома» выпустили холодный и сюрреалистичный клип «Ответа нет»«Молчат дома» выпустили холодный и сюрреалистичный клип «Ответа нет»
  • Счастливый час в ШеFF-буфете! Скидка 50% на блюда собственного производства Титан
Все заведения
0072938